Разговоръ
противъ пелагіанъ въ лщь Аттика православ-
наго и Крикнула еретика.
ПРОЛОГЪ.
1. Уже ломѣ письма къ Ктезшонту *), гдѣ я отвѣтилъ
на вопросы, братья часто выражали сожалѣніе, что я от-
кладываю обѣщанное сочиненіе, въ которомъ предполагалъ
дать отвѣты на всѣ частные вопросы проповѣдниковъ без-
страстія (απα&είας). Какъ всѣмъ извѣстно, у Стоиковъ и
Перипатетиковъ, т. е. въ старой Академіи, идетъ споръ изъ
за того, что одии изъ нихъ утверядаютъ, что πάθη, которыя
мы мокнемъ назвать волненіями,—печаль, радость, надежду,
страхъ можпо искоренять и совершенно уничтожать въ ду-
шахъ людей, а другіе—что можно только умѣрять ихъ,
управлять ими, сдерживать и капъ неукротимыхъ копей об-
уздывать нѣкоторыми удилами. Мнѣиія ихъ и Туллій изла-
гаетъ въ Туск уланскихъ Разсужденіяхъ, и Оригенъ пытается
примѣшать къ церковной истинѣ въ своихъ Сарматахъ, не
говоря ужс ο Маиссѣ, Прискилліанѣ,ЕвагріѣИберитѣ, Іовииіанѣ
II еретикахъ всей почти Сиріи, которыхъ на туземномъ языкѣ
превратно (διεστραμμένως) называютъ Массаліанами, погрече-
СКИ Εοχίτας (МОЛЯЩИМИСЯ). Воѣ ОНИ ТОГО МНѢНІЯ, ЧТО добро-
дѣтель и мудрость человѣческая могутъ достигать совершен-
ства и ие скалку уподобленія, но равенства съ Богомъ, такъ
что увѣряютъ, что, достигши вершины совершенства, они не
могутъ согрѣшать даже помысломъ и невѣденіемъ. И тогда
1) См. Творенія бл. Іеронима въ Русск. пер. пію. 129,
Творенія бд. Іеронима.
11