—
167 —
сать болѣе колко, нѣмъ обѣщалъ; такъ какъ было бы глупо,
вели бы послѣ раскаянія, которымъ ты вымолилъ бы про-
щеніе у меня, тебѣ нужно было въ другой разъ начинать
его. Да подастъ тебѣ Христосъ, чтобы ты слушалъ и мол-
чалъ, понималъ іі, понимая, говорилъ.
58. Письмо къ Транквиллину.
Узы духовные крѣнче тѣлесныхъ. Если мы сомнѣвались
въ этомъ прежде, то доказали это теперь, когда и твоя свя-
тость соединена со мною духомъ, и я сопрягаюсь съ тобою
любовію Христовою. Откровенно и безъ околичностей говорю
я твоему искреннему сердцу; самая бумага и нѣмые знаки
письма дышатъ твоимъ душевнымъ расположеніемъ къ намъ.
Ты говоришь, что многіе увлечены заблужденіемъ Ори-
гена, а святой сынъ мой Оксанъ оспариваетъ ихъ безуміе.
Скорблю объ этомъ и вмѣсгѣ радуюсь, — скорблю,
что
споткнулись простаки, — радуюсь, что помогаетъ заблужда-
ющимъ мужъ ученый. Ты желаешь знать мнѣніе моего
смиренія: должпо ли его отвергнуть совершенно, какъ ду-
маетъ оратъ Фавстинъ, или читать отчасти, какъ думаютъ
нѣкоторые? Я съ своей стороны думаю, что Оригена, ради
учености его, должно читать такъ, какъ Тертулліана, Ііовата,
Арнобія, Аполлинарія и нѣкоторыхъ другихъ церковныхъ пи-
сателей, какъ греческихъ, 'гакъ и латинскихъ,—читать, что-
бы выбирать ихъ доброе и беречься дурнаго, по апостолу,
который говоритъ: вся искушающее добрая держите (1 Сол.
5, 20) Α тѣ, которые увлекутся своимъ развращеннымъ вку-
сомъ или до чрезмѣрной любви къ нему, или до ненависти,
тѣ, цо моему мнѣнію, подлежатъ извѣстному
пророческому
проклятію: горе глаголющимъ лукавое доброе, и доброе лукавое,
полагающимъ
горькое сладкое и сладкое горькое (Ис. δ, 20).
Ибо какъ неправые догматы не должны быть принимаемы
ради того, что суть его ученіе, таігь кзъ-за неправоты дог-