—
138 —
55. Письмо къ Марцеллѣ.
Ты вызываешь меня на великіе вопросы и спрашивая
поучаешь умъ, коснѣющій въ праздности. Первый твой во-
просъ—что это такое: ихнее око не видѣ и ухо не слыша н
на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любя-
щимъ Его (1 Кор 2. 9), и какимъ образомъ, съ другой сто-
роны, такъ же Апостолъ говоритъ: намъ же Богъ открылъ
есть Духомъ Своимъ (ст. 10). Если это было открыто Апо-
столу, то мы должны знать, какъ онъ можетъ открыть это
и другимъ? На это можпо кратко отвѣчать, что мы не долж-
ны спрашивать, что это такое, чего око не видѣло и ухо не
слышало и на сердце человѣку не приходило;—потому
что
какъ же можпо знать то, чего пельзя испытать? Что обѣ-
щается въ будущемъ, то не -можетъ быть опредѣлено въ на-
стоящее время. Упованіе видимое нѣсть упованіе (Рим. 8,
24), но уже дѣйствительное обладаніе, н какъ кто-нибудь
могъ бы сказать: покажи мнѣ, чего нельзя видѣть, раскажи,
чего нельзя слышать, объясни недоступное для мысли чело-
вѣческой? Поэтому должно признавать,
что Апостолъ въ
этихъ словахъ высказалъ ту мысль, что блага духовныя не
могутъ быть обнять! плотскими очами, плотскимъ слухомъ
и смертною мыслію. Ибо нѣкогда еще и разу мѣхомъ
по
плоти Христа,
но нынѣ къ тому не разумѣемъ (2 Кор. 5,
16) и въ посланіи Іоанна написано: возлюбленны,
нынѣ
чада Божій есмы и не у явися, что будетъ; вѣмы же, яко
еіда явится подобны ему будемъ, ибо узримъ его яко же есть
(1 Іоан. 3, 2). Α что Апостолъ свидѣтельствуетъ, что ему и
святымъ открыто Духомъ, то изъ этого не слѣдуетъ,
что
онъ откроетъ другимъ. Нѣкогда онъ слышалъ въ раю не-
изреченные
глаголы, которыхъ пе могъ передать другимъ
(2 Кор. 12); иначе они не были бы неизреченными,
если
бы онъ передалъ ихъ.