LXXI 3. Оочшіенія инока Авраамія: Христіаноопасный щитъ вѣры. VII, 1—258. Объяснительныя замѣ¬
чанія объ этомъ памятникѣ сдѣланы издателемъ. Прибавимъ только,
что 35 глава принадлежитъ Авраамію. какъ это показываетъ почти
буквальное сходство ея съ ѴШ, 361 — 2. Сборникъ составленъ въ
1668 — 69 годахъ. Извѣстіе «отцамъ и братіямъ, кцпно и сестрамъ о Христѣ».
VII, 386—416. Писано въ Москвѣ, во время заключенія Авраамія на
Мстиславскомъ дворѣ (т. VII, стр. XXVI — XXVII),—въ 1670 году,
вскорѣ послѣ 12 августа (—414), ибо 178 годъ здѣсь еще называется
нынѣшнимъ (—386). Посланія: а) къ боярынѣ Морозовой, и б) къ нѣкоему боюлюбцу.
Ркп. Публ. библ. изъ собр. Погодина, № 1552, лл. 59 — 75 102).—VII,
417 — 26. Посланіе кь «боголюбцу» начинается такъ: «Инокъ Авраа-
мій, заключенный въ духовномъ Содомѣ и Египтѣ за слово Божіе и
за свидѣтельство Ісусъ Христово, рабу Божію радоватися» (VII, 417).
Изъ дальнѣйшихъ словъ посланія видно, что неизвѣстный по имени
почитатель Авраамія «вопрошалъ» его особымъ «писаніемъ»: такъ
что посланіе было отвѣтомъ на это послѣднее (—425). Таковы же
были обстоятельства написанія посланія къ боярынѣ Морозовой. Въ
названномъ рукописномъ сборникѣ оно надписывается такъ: «Слово
инока Авраамія, заключеннаго бывша въ духовномъ Содомѣ и Египтѣ
за слово Божіе и за свидѣтельство Ісѵсъ-Христово, ко дщеремъ къ вывода сдѣлать накопнъ обравомъ нельзя. Во-первыхъ, неизвѣстно съ до его вѣр¬
ностью, дѣйствительно лп Ѳеодоръ «простился* съ Аввакумомъ у входа въ срубъ
в «благословился» у него. Во-вторыхъ, трудно предположить, что бы Аввакумъ
отказался отъ своихъ догматическихъ заблужденій, хотя бы ори видѣ костра, и уже
совсѣмъ немыслимо подумать, чтобы Ѳеодоръ сдѣлалъ уступку Аввакуму—въ ущербъ
правому исповѣданію. А если такъ, то что же могло означать это «лобезвое лобы¬
заніе х,—если оно дѣйствительно и было,—кромѣ «исходнаго цѣлованія», даннаго,
при видѣ сруба, въ ввакъ прощенія личныхъ обидъ? Такъ ставплп вопросъ самп рас¬
кольники—и притомъ—послѣ тщатѳдцраго обслѣдованія дѣла, гораздо ранѣе «Вигто-
града». «О Аввакумѣ мнози равная глаголютъ: овіп сказу ютъ, яко простнлпся при
кончинѣ съ Ѳеодоромъ діакономъ, съ впмже споръ бысть о вѣрѣ,—а о чемъ прости-
лися, неъѣдьмо\ a друзіп глаголютъ, яко той Аввакумъ и о письмахъ своихъ про¬
ситъ прощенія, въ чемъ погрѣшилъ или неисправно написалъ*, пніи же сказуютъ и
не его тѣ вышеречепныя ереси... подметъ бытп рекопіа; Ѳеодоръ же діаконъ
пишетъ,—пніп скавуютъ,—яко его то мудрованіе суть. II кто о іѣхъ nptwhj, или
ложно сказалъ, Богъ вѣсть» (ѴШ, 2(Ю— 1). т) Сборникъ, въ 12 д. л., составленный изъ трехъ рукописей. «Слово»
Авра&між писано скорописью XVIII вѣка (Я. Ѳ. Бычковъ. Оішс. рукоп. сбор.
Импер. ІІубл. бпбл. Ч. I, стр. 123—6. Спб. 1882). Отрывокъ «Слова» есть въ руко¬
писи Церк.-архѳол. муз. при Кіев. Ак. О. 8°. 65, л. ЗУ. Печатаемъ этотъ памятникъ
въ приложеніяхъ, подъ Л? 2. Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO