МИСТАГОГИЯ
Введение
Каким образом мудрый, получив наставление, становит
ся мудрее, а праведный, приумножив знание, становится зна
ющим, согласно божественной притче (Притч. 9:9), — это ты
сам, мой достопочтеннейший из всех, ясно показывал своим
опытом, делом преподав то, на что намекает Слово Божие.
Ибо услышав однажды, как я мимоходом и кратко, насколь
ко мог, излагал прекрасные, таинственные и в высшей степе
ни поучительные толкования некоего великого старца \ ис
тинно мудрого в отношении к [вещам] божественным, о Свя
той Церкви и о совершающемся в Ней священном Собрании,
— ты настоятельно просил меня составить для тебя письмен
ное изложение этих толкований. Ты хотел иметь сочинение
как снадобье против забвения, укрепляющее память, которая,
как говорил ты, во времени имеет своего естественного губи
теля. По твоим словам, время с помощью забвения может не
заметно смыть и совершенно изгладить отпечатки и образы
прекрасных вещей, сокрытые в нашей памяти. Поэтому она
непременно нуждается в средстве обновления ее, благодаря
которому силе слова, всегда пребывающей в цветущем состо
янии, присуще сохранять память неизменной и неистощи
мой. Насколько мудрее стремление к неуничтожимой со
хранности услышанного, чем желание просто слушать, знает,
конечно, всякий человек, который хоть немного печется о
благородстве речи и не чужд совершенно близости слову.
Но я сначала, честно говоря, уклонялся от предложения.
Не потому, что не хотел, возлюбленные, дать вам, любым пу
тем и по мере моих сил, любезное сердцу вашему, но потому,
что не был причастником благодати, руководящей в таких
делах людьми достойными, а также поскольку не обладаю
надлежащим навыком в обращении со словом. Ибо я воспи
14*
211