1О80
Отповѣдь соврсм. безпоп.
объясненіе бѣглопоповцами такого вопроса въ большинствѣ за
ключается въ слѣдующемъ: мы живемъ и вѣруемъ по старинѣ,
какъ жили наши отцы и дѣды; они не имѣли у себя епископовъ,
не хотимъ имѣть ихъ и мы; они не заводили такой новости, не
Хотимъ этого-и мы; довольно съ насъ и однихъ священниковъ.
Объясняя такъ, большинство бѣглопоповщины вѣроятнѣе всего не
знаетъ, или не хочетъ знать, что предусмотрѣнная ими новость
у нихъ-то и обрѣтается, потому что не тѣ ее содержатъ, кто на
ходится съ епископами, но-ктобезъ епископовъ. Если же старо
обрядцы въ прошломъ до присоединенія къ нимъ митрополита
Амросія, въ продолженіи ста-восьмидесяти лѣтъ не имѣли у себя
единомысленныхъ епископовъ, то это нисколько не служитъ оп
равданіемъ для бѣглопоповцевъ, примѣромъ для теперешняго
ихъ состоянія и быта. Это, наоборотъ, еще болѣе служитътяже
лымъ для нихъ обвиненіемъ, потому что если до лѣтъ митропо
лита Амвросія старообрядцы и не имѣли у себя епископовъ, то
это приписать должно смутнымъ временамъ церкви, ярости
ея
враговъ, а не собственной ея волѣ. Изъ такого чрезвычайнаго
случая святая Церковь вовсене предполагала,что можноей обой
тись безъ епископовъ, какъ это умозаключаютъ бѣглопоповцы,
но не имѣла ихъ противъ своего страстнаго желанія имѣть ихъ
всегда, чего опять таки сказать о современной намъбѣглопопов
щинѣ, дѣйствующей какъ разъ вопреки благочестиваго желанія
своихъ православныхъ предковъ, никоимъ образомъ нельзя. Ихъ
воззрѣнія и желанія совершенно противоположны противъ тѣхъ
православныхъ христіанъ, которыхъ они считаютъ своими пред
ками.
…
Теперь приходится сказать нѣсколько словъ по отношенію
главнаго фундамента, на которомъ Орловъ съ К9 стараются ос
новать, создать и укрѣпить мнимую законность своихъ религі
озныхъ убѣжденій. Фундаментъ этотъ сомнительнаго происхож
денія ученіе, выдаваемое Л. М. Орловымъ вмѣстѣ съ другими
своими единовѣрцами за ученіе епископа ПавлаКоломенскаго.Та
кое ученіе существуетъ, какъ извѣстно въ двухъ, совершенно
противоположныхъ, взаимноисключающихъ одна другую,редакці
яхъ. Одинъ изъ такихъ апокрифовъ, какъ дѣйствительное ученіе
епископа Павла Коломенскаго, приводятъ безпоповцы въ оправ
даніе своего безпримѣрнаго религіознаго положенія; другимъ, къ
стыду своему,пожелалъ воспользоваться для защиты беззаконна
го существованія своей общины Л. М. Орловъ, выдавая его, по
примѣру безпоповцевъ,тоже за истинное ученіе епископа Павла